О работе м/о учителей начальных классов
ОТЧЕТ
о работе м/о учителей начальных классов
КГУ «Средняя школа имени М.Габдуллина с дошкольным мини-центром»
за 2018-2019 учебный год
Руководитель МО: Валиева М.А.
1. Педагогический состав методического объединения
ФИО руководителя МО
Валиева Минара Александровна
Квалификационная категория
Iкатегория
Стаж по предмету – 31 год
Стаж руководителя МО- 4
Общее количество педагогов, работающих в начальной школе – 10 чел.
Стаж работы:
1-3 года – 1 чел.
3-5 лет – 0 чел.
5-15 лет – 0 чел.
15-30 лет – 3 чел.
Свыше 30 лет – 4 чел.
Пенсионеры по возрасту – 2 чел
Образование педагогов
Высшее – 9 чел.
Ср. спец. – 1 чел.
Категория педагогов:
1)высшая – 2 чел.
2)I категория – 6 чел.
3)II категория – 2чел.
Основной темой работы МО начальных классов на 2018 – 2019 уч. год это : «Развитие личности учащегося через компетентностный подход в обучении и воспитании. Компетентностный подход- основной путь достижения современного качества образования младших школьников».
Перед учителями была поставлена проблема: « Современные образовательные технологии в учебно – воспитательном процессе в условиях обновления содержания образования», которая решалась в течении всего первого полугодия.
Основными задачами, стоящими перед МО начальных классов в 2018 – 2019 уч. году были:
- Ознакомить учителей с современными образовательными технологиями.
- Активно внедрять в педагогическую деятельность современные образовательные технологии в рамках внеурочной деятельности.
- Формировать творческую продуктивность и саморазвитие педагогов.
- Внедрение в практику работы всех учителей МО современных образовательных технологий, направленных на формирование компетентностей обучающихся.
- Применение информационных технологий для развития познавательной активности и творческих способностей обучающихся.
- Совершенствование формы работы с лучшими учащимися.
- Осуществление психолого-педагогической поддержки слабоуспевающих учащихся.
В связи с этими задачами был составлен план работы МО на 2018 – 2019 учебный год, в котором отражались вопросы по выполнению этих задач.
Большое внимание при составлении плана уделили физическому и нравственному воспитанию, повышению качества преподавания и содержанию урока, его практической направленности и работе над трудными темами программы. С этой целью были запланированы открытые уроки и внеклассные мероприятия , прослушаны доклады и выступления, выполнены практикумы и открытые мероприятия по воспитательной работе.
В 2018 – 2019 учебном году МО работало над поставленными задачами в следующем составе:
- Валиева М.А - первая категория
- Хайрутдинова Т.П – высшая категория
- Максимова Т.П. - высшая категория
- Мигович О.В. - первая категория
- Полудова С.Н - первая категория
- Бабкина В.М - вторая категория
- Канлыбаева Г.Н - первая категория
- Альманбетова К.Б. – первая категория
- Улекова Р.М. – первая категория
- Исрапулова С.А.- молодой специалист
Все учителя строили свою работу должным образом, старались повысить интерес и любовь учащихся к процессу обучения, стремление к более высоким знаниям, учили детей объективно оценивать себя, правильно говорить и излагать свои мысли. Учителя начальных классов добросовестно готовились к педагогическим советам. Администрацией школы и школьным психологом был осуществлён тематический контроль «Адаптация учащихся первых классов к школьной жизни». Выяснилось, что учителя первых классов Валиева М.А., Бабкина В.М. и молодой специалист Исрапулова С.А умело применяют методы и приёмы работы с первоклассниками в соответствии с переходом на обновленное содержание образование, которые дают положительные результаты в работе по адаптации детей. Дети быстро привыкли к новым условиям жизни, школьным требованиям, благодаря интересно построенным урокам, хорошей наглядности, доброжелательному отношению к учащимся.
На 1 заседании МО прослушали отчёт руководителя МО учителя начальных классов Валиева М.А. о проделанной работе за истёкший 2017 -2018 год. Прослушали и утвердили план работы на новый 2018 – 2019 год . Были рассмотрены вопросы по соблюдению единого орфографического режима, оформления дневников учащихся, ведение тетрадей. Учителя обменивались опытом работы, выступали с докладами.
На 2 заседании МО прослушали и обсудили итоги учащихся начальных классов
за 1 четверть.
Рекомендовали: активно внедрять в педагогическую деятельность современные образовательные технологии.
Продолжать оказывать профессиональную педагогическую помощь молодому учителю Исрапуловой С.А
Формировать творческую продуктивность и саморазвитие педагогов.
На 3 заседании МО прослушали и обсудили итоги учащихся начальных классов за первое полугодие.
Выступили учителя с докладами.
Рекомендовали: продолжать активно внедрять в педагогическую деятельность современные образовательные технологии.
Продолжать оказывать профессиональную педагогическую помощь молодому учителю Исрапуловой С.А
Формировать творческую продуктивность и саморазвитие педагогов.
В текущем учебном полугодии учащиеся начальной школы активно участвовали в различных конкурсах: школьном, городском, республиканском, областном.
1.Ученики 0 классов заняли призовые места в интеллектуальном марафоне «Үркер»
( Тельман Сымбат,Мигович Мария, Долина Изабель)
2.Ученики 4 классов заняли призовые места в районной олимпиаде по математике (Шаяхметов Ескендир 4 «Д» класс),по познанию мира(Абу Мухаметжан, Ахметбеков Тимур 4 «Г»)
3. В Республиканском конкурсе сочинений занял 1 место ученик 2 «В» класса Максимовой Т.П . Марат Адил
4.В школьном конкурсе чтецов 1 место-Карякова 3 «Д» класс.
5.Участвовали в республиканском конкурсе рисунков 1 место Сакиева Феруза1 место, Максатбек Жансель 2 место 3 «Д» класс.
6.Сакиева Феруза заняла 1 место в районном конкурсе «Зерде» и отправили работу в область.
7. Республиканский конкурс рисунков ко «Дню Независимости» Масатбек Жансель гран-при
Учителя, имеющие награды, грамоты:
1) Почетная грамота Министерства образования и науки РК – 2 чел. ВалиеваМ.А.
2) Медаль республиканская 3 учителя- Хайрутдинова Т.П. Полудова С.Н. Бабкина В.М.
3) Районные грамоты 5учителей – Мигович О.В. Альманбетова К.Б. Максимова Т.П.Улекова Р.М. Исрапулова С.А.
Работа по совершенствованию мастерства педагогов
1. В этом году учителя нашей школы посещали все семинары, проводимые в школах района.
2. В 2018-2019 учебном году в соответствии с поставленными задачами на заседаниях МО учителей начальных классов были рассмотрены следуюшие вопросы:
1). « Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе развивающих личностно – ориентированных технологий. Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов. (октябрь)
Хайрутдинова Т.П., выступая с докладом по этой теме, познакомила учителей с принципами компетентностного подхода ( диагностичность, комплексность, многофункциональность), с основными функциями компетенций. Она рассказала об основных направлениях работы по формированию ключевых образовательных компетенций младших школьников в образовательном процессе, в системе дополнительного образования во взаимодействии с ближайшим социальным окружением, а также обозначила основные виды деятельности по формированию ключевых образовательных компетенций младших школьников в урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественнополезной деятельности. ХайрутдиноваТ.П. выделила следующие методы развития ключевых образовательных компетенций : учебно–организационные, учебно– интеллектуальные, учебно - коммуникативные, учебно – информационные.
2) « Использование информационно- коммуникацинных образовательных ресурсов в начальной школе» (ноябрь).
Максимова Т.П. обратила внимание на актуальность данной темы в связи с тем, что информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка. ИКТ дает возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся. Дети становятся активными участниками урока, начинают работать более творчески. Использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечивает наглядность, позволяет педагогу модернизировать процедуру контроля, оперативно проверять знания учащихся, помогает обучающимся организовать самоконтроль знаний, повышает его эффективность.
3). «Критерии современного урока. Анализ и самоанализ урока»
(январь)
Альманбетова К.Б..познакомила присутствующих с критериями современного урока.Она отметила, что во главу угла на уроке встает индивидуальность ученика, осмысленность и осознанность его действий, а учитель только организатор процесса познания. Она рассказала о причинах нежелания учиться (перегрузка, инфантильность детей), об основных компонентах современного урока и правильной их организации. Альманбетова К.Б. дала примерную схему урока анализа и самоанализа современного урока.
4) «Механизм организации внеурочной деятельности в рамках введения стандартов второго поколения»
( январь)
Улекова Р.М..рассказала об основных направлениях развития личности, по которым организуется внеурочная деятельность, о различных формах организации внеурочной деятельности, об умениях учащихся, которые должны быть с формированы в результате этой деятельности. Она познакомила присутствующих с перечнем тем и видов проектов для учащихся начальной школы, реализуемых в единстве урочной и внеурочной деятельности, рассказала о 4 основных моделях организации внеурочной деятельности и требованиях к рабочим программам по внеурочной деятельности .
5) « Контроль и самоконтроль учащихся»
( март)
Мигович О.В. рассказала о необходимости формирования самоконтроля для успешного выполнения деятельности, познакомила присутствующих с разными видами самоконтроля на уроках начальной школы, путями его формирования, а также обратила внимание на значение взаимного контроля при проверке выполненных работ.
6) «Самооценка младших школьников»
( март)
Канлыбаева Г.Н. обратила внимание на актуальность данной темы в связи с тем, что одной из главных задач учителя является повышение мотивации обучения и его результативности. Она рассказала о влиянии школьной оценки как одном из основных факторов становления самооценки младших школьников, о методиках определения самооценки, познакомила с рекомендациями по работе с детьми с завышенным и заниженным уровнем самооценки.
3. На заседаниях МО учителей начальных классов зам. директора по начальным классам Абикеева Р.Т. знакомила учителей с данными мониторинга предметных результатов обучающихся 1-2 -3 классов, давала рекомендации по организации работы, направленной на устранение выявленных пробелов знаний.
5. Учителя начальных классов участвовали в работе педагогическихсоветов.
На педсовете «Современные подходы к обучению и воспитанию младших школьников». Улекова Р.М. рассказала об использовании ИКТ на уроках в начальной школе. Она отметила, что использование ИКТ в начальной школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время учителя. Она выделила следующие формы ИКТ:
готовые цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, ресурсы сети Интернет, использование интерактивной доски. Одной из наиболее удачных форм ИКТ в начальной школе являются мультимедийные презентации показала Улекова Р.М. презентации, которые использовала на своих уроках.
На педсовете « Новые технологии в воспитательном процессе» Валиева М.А.
познакомила учителей с новыми технологиями : технологией педагогической поддержки, концепцией « Формирования образа жизни, достойной Человека», технологией рефлексивного самовоспитания, рассказала о механизмах реализации данных технологий. Валиева М.А. привела пример использования технологии педагогической поддержки на классном часе по теме «Отношение к школьному имуществу», который она проводила в 4 классе.
6. Свое профессиональное мастерство учителя начальной школы повышали на курсах:
«Современные подходы к обучению и воспитанию младших школьников в школах», 2019 г., 72 часа ( Исрапулова С.А..)
Роль кабинетов
Большую роль в работе учителя играет кабинет, его учебно-методическая база. Все учителя начальных классов имеют постоянно закрепленные за ними кабинеты (7 кабинетов). В кабинетах имеется учебно-методическая литература, дидактический материал, различные словари, богатый иллюстративный материал, карточки для индивидуальной работы, что позволяет вести дифференцированное обучение.
В этом году еще 1 кабинета в начальной школе оснащены компьютерной техникой и мультимедийным оборудованием, в кабинетах подключен Интернет. Учителя начальных классов отмечают, что использование информационных технологий способствует совершенствованию методики урока:
- применение мультимедиа на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся;
- позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала;
- повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация);
- расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности;
- обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.
ВЫВОДЫ:
Таким образом, работа методического объединения показала, что задачи, поставленные перед коллективом МО актуальны и нашли самое непосредственное воплощение в жизни школы. Работа методического объединения способствовала совершенствованию педагогического мастерства учителей. Тематика заседаний отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед методическим объединением. Заседания были тщательно продуманы и подготовлены. Выступления и выводы основывались на практических результатах. На заседаниях МО было уделено внимание современным образовательным технологиям. Особое внимание уделено мониторингу знаний и умений обучающихся.
В этом году продолжена работа привитию интереса детей к изучаемым предметам. Интересно прошли в школе Неделя открытых уроков и декада. В следующем году необходимо продолжить работу с одаренными детьми.
Типичные ошибки, которые выявлены по результатам контрольных работ в каждой параллели будут учтены учителями при планировании работы по систематическому повторению изученного материала.
Итоги работы в 2018 – 2019 учебном году позволяют признать деятельность методического объединения учителей начальных классов «удовлетворительной».
Ожидаемые результаты работы:
- рост качества знаний обучающихся;
-овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с новым стандартным образованием;
-создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей.
Направления работы МО учителей начальных классов на 2019-2020 учебный год:
1.Аналитическая деятельность:
- Анализ методической деятельности за 2018-2019 учебный год и планирование на 2019-2020 учебный год.
- Анализ посещения открытых уроков.
- Изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования).
- Анализ работы педагогов с целью оказания помощи.
2.Информационная деятельность:
- Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности.
- Знакомство с инструктивным письмом начального общего образования.
- Пополнение тематической папки «Методические объединения учителей начальных классов».
3.Консультативная деятельность:
- Консультирование педагогов по вопросам тематического планирования.
- Консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности.
- Консультирование педагогов по вопросам в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ИМП
Организационные формы работы:
1. Заседания методического объединения.
2. Методическая помощь и индивидуальные консультации по вопросам преподавания предметов начальной школы, организации внеклассной деятельности.
3. Взаимопосещение уроков педагогами.
4. Выступления учителей начальных классов на МО, практико-ориентированных семинарах, педагогических советах.
5. Посещение семинаров, встреч в образовательных учреждениях района.
6. Повышение квалификации педагогов на курсах .
7. Прохождение аттестации педагогических кадров.